Когда родители слышат слово «спецсадик» или «спецшкола», это вызывает серьезное волнение и негодование. Однако, как быть, если у малыша очень плохое зрение? Давайте рассмотрим этот вопрос, после чего перейдем к особенностям работы групп, в которых находятся дети с нарушением зрения.
Представьте себе, что у ребенка поставлен диагноз, говорящий о плохом зрении. Многие родители, ввиду собственных страхов, отправляют таких детей в обычный детский сад и обычную группу. Правильно ли это? Посмотрим с точки зрения ребенка. Маленький человек, который, естественно, отличается от других детей, не имеет такой быстроты реакции, не способен увидеть даже с первого стола показанные картинки и прочее на занятиях с воспитателем.
Как он будет себя чувствовать? Увы, известны частые случаи, когда малыша с плохим зрением отдают в обычную садовую группу. Тогда малыш начинает теряться в пространстве, натыкается на расставленные столы и других детей, не может полноценно играть с ними в одинаковые игры. Тут же детское общество замечает это, и ребенок становится изгоем. Он переживает тяжелый моральный стресс, закрывается в себе. Это, естественно, препятствует нормальному развитию. Попросту он не улавливает динамику из-за зрения, которое не дает ему видеть мир, как большая часть детей в группе. Как быть?
Отсюда следует важный вывод для родителей. Руководствоваться в таких случаях в первую очередь нужно комфортом маленького человека, а после — своими амбициями. Тем более что многие специализированные сады делятся на группы по степени зрения. Они позволяют одинаково комфортно чувствовать себя малышам с различными патологиями глаз. В них используются другие методики, позволяющие хорошо и не торопясь усвоить ту же программу, что и в обычных учреждениях. При этом детки в окружении с таким же темпом игры и деятельности, что, естественно, дает ребенку больше уверенности и сил.
Воспитатели
Работа со слабовидящими или слепыми детьми – очень тяжелый труд. Большинство групп в таких садах оснащены не такими игрушками, имеют различные приспособления, которых нет в обычных садах и школах. Однако ответственность воспитателя – великое дело. Детки с плохим зрением постоянно нуждаются в поддержке и понимании. Им нельзя испытывать стресс. У воспитателей в таких учреждениях буквально железное терпение.
Обычно работники спецсадов составляют специальные программы обучения, которые основываются на возрастной группе детей и уровню их зрения. Благодаря этому достигается нормальное развитие ребенка, даже несмотря на недостаток зрительного восприятия.
Особенности
Основные особенности и отличия специализированных учреждений, где находятся дети с нарушением зрения, заключаются в таких составляющих:
- Постоянный контроль изменений зрения. Для этого в штате преподавательского состава имеется врач-офтальмолог и медсестра-ортоптистка. Они каждый день производят лечение и осуществляют тщательный контроль зрительных нагрузок. Тифлопедагоги постоянно проводят эксклюзивную работу с каждым ребенком. Дети чувствуют внимание и уход, а значит, находятся в спокойной обстановке, не испытывая лишнего стресса.
- Психологическая поддержка. В подобных заведениях постоянно производится работа психологов для выявления скрытых беспокойств малыша. После этого психолог разрабатывает индивидуальные методики для устранения этих состояний.
- Специальное оборудование помогает в лечении, при этом процесс устраивается в игровой форме, что облегчает его и улучшает в дальнейшем степень усвоения общеобразовательного материала.
- Комплексные работы, содержащие специальные приемы по коррекции зрительного восприятия, повышают уровень обучения, обеспечивая нормальные условия для развития малыша.
Направления работ
Обычно специализированные учреждения работают по таким направлениям:
- Развитие зрительного восприятия в обычных жизненных условиях. Для детей создается особая среда, при которой теряется сила генетических предпосылок восприятия. В итоге зрение в определенных случаях может начать восстанавливаться динамичными темпами.
- Развитие мелкой моторики и осязания. Важнейшее чувство для малышей с плохим зрением. Благодаря действенным методикам, которые включают в себя комплексы мероприятий, малыши начинают воспринимать мир не только с помощью зрения, но и осязая его. В этом случае у ребенка появляется больше шансов в дальнейшей жизни вести полноценную деятельность, используя навыки осязания. Мелкая моторика же направлена на развитие умственных способностей, что в значительной степени также определяет дальнейшую жизнь ребенка.
- Ориентирование в пространстве. Специальные программы позволяют ребенку даже с плохим зрением ориентироваться в пространстве, а значит, полноценно развиваться.
- Бытовое и социальное ориентирование. Еще один важный аспект для слабовидящих детей. Они привыкают к жизни в обществе, в итоге умеют себя вести и чувствуют комфорт даже в социальной среде с детьми с хорошим зрением.
Принципы процесса образования
Весь персонал специализированных учреждений работает для того, чтобы дать почувствовать ребенку его полноценность. Это позволит в дальнейшем добиваться жизненных целей даже с низким зрением. Основные принципы организации деятельности состоят из таких аспектов:
- Анализ особенностей каждого ребенка.
- Исследование и коррекционная помощь.
- Адаптация обучающих программ с учетом особенностей зрительного восприятия.
- Дифференцированный подход к ребенку, учитывая состояние зрения.
- Обеспечение усвоения материала общеобразовательного характера.
- Специализированные офтальмологические условия.
- Медико-психологическая реабилитация.
Безвыходных ситуаций не бывает
В конечном итоге большинство выпускников из специализированных школ для детей с нарушениями зрения становится полноценными членами общества и достигают больших высот в разных жизненных направлениях.