ten

Особенности детей с нарушением зрения

Когда на свет появляется ребенок, ему свойственно воспринимать многогранный мир с помощью трех органов чувств: зрение, слух и осязание. Однако природа не всегда благосклонна к каждому малышу, и он может родиться с нарушением (а зачастую и не одним) в любой из этих функций. Те, кто имеет проблемы со зрительными органами, воспринимают мир абсолютно по-другому, имея существенные ограничения. Их развитие происходит в специфическом русле и, находясь в детском саду, они испытывают потребность в личностно-ориентированом подходе.

deti-s-narusheniem-zreniya_4

Особенности воспитания и обучения продиктованы тем, что основную компенсаторную роль берут на себя осязание и слух. Чтобы донести до ребенка знания и точку зрения окружающих касаемо социализации, необходимо пользоваться иными методами, чем в случае с полностью здоровыми детьми. Основной акцент — на здоровые органы чувств.

Классификация заболеваний глаз у детей

Чтобы понять, как именно работать с ребенком с нарушением зрения, нужно знать тип его заболевания и возможности органов зрения в настоящий момент, поддается ли оно лечению.

  • Функциональные нарушения могут при своевременном выявлении подлежать корректировке. К таковым относятся косоглазие (все степени), катаракта, астигматизм, миопия, помутнение роговицы. Если в раннем возрасте принять необходимые медицинские меры, то существуют высокие шансы на полное выздоровление.

  • Органические нарушения касаются структуры глаза и других отделов зрительной системы. Они сложно поддаются лечению и восстановлению. Как правило, это результат сопутствующих заболеваний (задержки умственного развития, ДЦП).

Только принадлежа к первой категории, дети могут посещать обычный детский сад и школу, чтобы обучаться по стандартной программе. Но каждый из них встретится со значительными сложностями, например, непониманием со стороны сверстников, невозможностью адекватно реагировать на нагрузки и темп.

deti-s-narusheniem-zreniya_2

Аспекты психического развития

Как и взрослые, дети дошкольного возраста получают львиную долю информации об окружающем мире благодаря зрению. Если нет возможности воспринимать его яркие краски и знакомиться с новыми образами, основную роль берет на себя слух. Со стороны взрослых важно прилагать максимум усилий, чтобы развивать способность правильно воспринимать как можно больший спектр звуков.

В детском саду такие малыши отличаются медлительностью и пассивностью, не свойственной детям в этом возрасте. У них нет желания бегать, играть в подвижные игры. Возникает огромное количество двигательных форм, относящихся к категории непродуктивных, тупиковых движений: ребенок может произвольно раскачиваться со стороны в сторону, гладить себя по волосам, повторяя свои действия многократно.

deti-s-narusheniem-zreniya_3

Одни стороны личности с нарушением зрения развиваются быстрее, позволяя легче адаптироваться в обществе, другие медленнее (вызывая множество вопросов у сверстников, которые не соотносят заболевание с поведением ребенка). Такие дети часто бывают слабовольными и подверженными влиянию извне. Они не отстаивают свою точку зрения в детском саду, чтобы как можно меньше выделяться из коллектива.

Взаимодействие с окружающими

  • Вследствие наличия серьезных физиологических ограничений ребенок дошкольного возраста испытывает значительный дискомфорт, даже если ему с рождения незнакома возможность полноценно видеть. Происходит замедление в развитии познавательных психических процессов, что отображается в его общении со сверстниками, родителями, воспитателями. Для таких детей характерно неверное понимание некоторых слов и понятий, они не могут соотнести их с предметами, которые отображают.

  • Наблюдается слабо выраженная потребность к общению со взрослыми и воспитателями во всех видах учебной и игровой деятельности, отсутствие желания общаться, неумение выражать свои эмоции.

  • Дети с нарушением зрения очень приветствуют физический контакт окружающими, особенно с родителями. Независимо от вида занятия – беседа, игра, совместный просмотр мультфильма – они предпочитают взять за руку или забраться на колени, чтобы их погладили по голове или поцеловали. Это не значит, что малышу не хватает внимания и любви, просто его маленький мир лишен ярких впечатлений.

deti-s-narusheniem-zreniya_1

Основные моменты воспитания

Независимо от выбранного типа детского сада, ребенок дошкольного возраста с нарушениями зрения должен постоянно находиться в поле зрения специалистов, способных скорректировать его особенности и обеспечить нормальное развитие.

  • Регулярные занятия с логопедом позволяют увеличить словарный запас, избежать речевой ограниченности.

  • Осмотр офтальмолога позволит оценить динамику выздоровления (если форма заболевания поддается лечению).

deti-s-narusheniem-zreniya_5

Особенности воспитания детей с нарушением зрения нельзя игнорировать. При грамотно организованном воспитательном процессе в детском саду можно избавить малыша от замкнутости и обеспечить ему комфортные условия нахождения в социуме.

Оставить комментарий